Институт образован в декабре 2016 г.


Институт экспериментальной психологии (ИЭП) предназначен для проведения экспериментальных исследований и учебно-методической работы со студентами, аспирантами и стажерами.


ИЭП построен на средства инновационного проекта МГППУ по инициативе и при непосредственном участии ректора акад. В.В. Рубцова. Проводя исторические параллели, можно сказать, что задача возрождения экспериментальной психологии в России, которую поставил Виталий Владимирович, во многом подобна той, которую в своё время и в другой обстановке успешно решал Г.И. Челпанов. Основу Центра составляет многоцелевой высокотехнологичный аппаратно-программный комплекс, не имеющий аналогов в России.


ИЭП обеспечивает применение широкой линейки методов и технологий инструментального исследования, таких, как окулография, полиграфия, тахистоскопия, регистрация электрической активности мозга, видеорегистрация, психофизические измерения и др. 


Имеющееся оборудование позволяет проводить рабочие видеоконференции, а также моделировать их процесс. ИЭП включен в единое медиапростанство российских и зарубежных партнеров и имеет оперативный доступ к необходимой информации.  

 
Работа ИЭП обеспечивается высококвалифицированными кадрами психологов, программистов и инженеров. Важнейшим условием функционирования ИЭП является развитая инфраструктура, в основе которой лежит грамотное инженерно-техническое обслуживание комплекса и многоуровневое информационно-технологическое сопровождение исследований.


При конструировании и организации аппаратно-программного комплекса использован опыт работы ведущих зарубежных и отечественных центров (лабораторий, институтов), а также опыт участия сотрудников ИЭП в ряде международных (гранты EC: “Cognitive technologies”, “Ambiente Agoras” и др.) и национальных (гранты РФФИ, РГНФ, Минобрнауки и др) проектов. По существу, в ИЭП созданы необходимые условия для выполнения работ, соответствующих мировому уровню (по техническим данным и качеству используемой аппаратуры, уровню программного обеспечения, универсальности телекоммуникационных технологий, наличию поддерживающей экспериментальные исследования инфраструктуры, тесноте междисциплинарных связей, активности международных контактов и др.).


Практическая деятельность подразделения направлена на разработку новых технологий и программно-аппаратных комплексов для проведения научных исследований, и инновационных разработок в области когнитивной психологии, психофизиологии, сравнительной и зоопсихологии. 


Основная цель – получение новых экспериментальных данных о когнитивных функциях в общении и деятельности людей, для использования в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.


Материально-техническую базу подразделения, составляет многоцелевой высокотехнологичный аппаратно-программный комплекс, один из самых оснащенных в России, функционирование которого обеспечивает применение широкой линейки методов и технологий инструментального исследования, таких как окулография, полиграфия, тахистоскопия, регистрация электрической активности мозга, видеорегистрация, психофизические измерения и др.

Имеющиеся разработки и полученные результаты, уже сейчас могут быть использованы в целях решения широкого круга задач. Так, например, разработанные базы данных лицевых экспрессий и методы диагностики аффективных показателей невербального поведения, могут быть использованы в сфере компьютерной анимации (разработка видеоигр, создание «умных роботов», машинное зрение); в обеспечении общественной безопасности (автоматическая идентификация личности, формирование первого впечатления о человеке, диагностика эмоционального состояния, выявление намерений и готовности к действию и др.).

Разработанные методы формирования навыков работы с позиционными интерфейсами «мозг-компьютер», могут быть использованы для расширения возможностей человека (люди с ограниченными возможностями, робототехника андроидного типа, роботы-аватары, системы машинного зрения, сенсорно-перцептивные процессы).

Методы полипозиционного наблюдения, найдут применение для решения задач по капитализации знаний и передачи опыта (адаптации разного типа производств, образовательные задачи высокой степени сложности, трансляция наиболее значимых составляющих сложных видов деятельности (телемедицина, криминалистика, распределенная в пространстве совместная деятельность, и т.д.)).


Научно-практическая деятельность подразделения представляет интерес для государственных фондов и программ, развивающих приоритетные направления повышения обороноспособности страны и безопасности государства. 

На базе ИЭП разработан аппаратурный практикум нового поколения по экспериментальной психологии модульного типа. В отличие от прототипов он опирается на использовании современных технических (аппаратурных) средств исследования, программного обеспечения, математических методов анализа и обработки данных. Практикум знакомит студентов с научно-исследовательскими разработками по актуальным проблемам общей психологии, формирует навыки эксплуатации новейшего оборудования, демонстрирует возможности прогрессивных форм телекоммуникации в образовательном и научном пространствах (организация и проведение научных и учебных исследований, телеконференций, дистанционного – через Интернет – обучения и др.).


Психофизическая оценка. Направленность данного модуля – показать границы применения психофизических методов, а также возможности расширения психофизической методологии на область оценки и измерения в экологически валидных ситуациях жизни и деятельности человека. Студенты участвуют в исследованиях по измерению абсолютных и дифференциальных порогов, по субъективному шкалированию ощущений.
Биометрия и хронометрия. Реализация данного модуля позволит продемонстрировать возможности междисциплинарных методов в психологических исследованиях. Предварительно студенты знакомятся с аппаратурными, процедурными и программными особенностями психофизиологических исследований. Формируется первоначальное представление о сопряженности физиологических и психологических методов. Далее, студенты знакомятся с процедурами регистрации ЭЭГ, КГР, ЧСС, частоты дыхания и т.д. применительно к различным предметным областям общей психологии.


Регистрация движений глаз. В рамках данного модуля студентам раскрываются возможности анализа моторного компонента зрения как показателя динамики психических процессов в зависимости от условий в которых они протекают. Данные модуль позволяет изучать такие познавательные процессы как восприятие, внимание, мышление.
Сенсорная трансформация. Эксперименты данного модуля демонстрируют возможности исследования психических процессов при их «функциональной дезорганизации».


Видеорегистрация. Основной целью модуля является освоение студентами современных методов и технологий наблюдения при помощи разнообразных средств видеорегистрации, закрепление знаний о процедурах анализа получаемых при помощи видеозаписи данных, способах их индексирования и кодирования в соответствии с теоретическими представлениями о природе изучаемых процессов (например, в соответствии с представлениями о структуре деятельности).


Природные основы психики. В рамках данного модуля студенты знакомятся и принимают участие в проведении сравнительных исследований психики человека и животных, а также исследований по моделированию психических феноменов на материале особенностей регуляции поведения животных. Благодаря этому у студентов формируются базовые знания по вопросам генезиса и эволюции психики, а также навыки организации и проведения зоопсихологических экспериментов.


Научный журнал. Распространению и развитию экспериментального метода в российской науке содействует издание журнала «Экспериментальная психология» (учредитель – МГППУ, гл. ред. – В.А. Барабанщиков). Журнал основан в 2008 г., выходит ежеквартально и имеет электронную версию; с 2010 г. включен в список изданий, рекомендуемых ВАК соискателям ученых степеней по психологии.

 

В плане координации экспериментальных исследований, проводимых в РФ, сотрудниками ИЭП, под редакцией В.А. Барабащикова, подготовлены и опубликованы монографии и сборники трудов, посвященные экспериментальной психологии.
Опыт работы ЦЭП МГППУ, а также анализ общей ситуации в науке показывают, что в России существует неплохой потенциал развития экспериментальной психологии.

ПЕРСОНАЛИИ:
Директор Института экспериментальной психологии (ИЭП)
Барабанщиков Владимир Александрович – доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Специалист в области общей и экспериментальной психологии, автор более 400 научных статей и 30 книг, в том числе: «Восприятие и Событие» (2002); «Идеи системности в психологии» (2005); «Современная психофизика» (2009); «Перцептогенез чувственного восприятия» (2011); «Современная экспериментальная психология» (2011); «Экспрессии лица и их восприятие» (2012); «Айтрекинг в психологической науке и практике» (2014); «Перцептивная категоризация выражений лица» (2016) и др. Руководитель научной школы «Инновационные методы экспериментально-психологических исследований». Автор системно-генетической концепции зрительного восприятия. Разрабатывает: Коммуникативный подход к исследованию перцептивных явлений. Раскрыл ряд новых закономерностей восприятия эмоциональных экспрессий лица и индивидуально психологических особенностей личности. Социальные функции: Главный редактор журнала «Экспериментальная психология», член экспертного совета ВАК МОН по педагогике и психологии. Награды: Лауреат Премия Правительства РФ в области образования; Премия им. С.Л. Рубинштейна Президиума РАН.


Селиванов Владимир Владимирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Института экспериментальной психологии. Специалист в области общей, когнитивной психологии, психологии мышления, личности и виртуальной реальности, автор более 140 научных статей и 8 книг. Разработчик новой субъектной парадигмы в психологии, стадий развития субъекта в онтогенезе, исследований влияния виртуальной реальности на мышление и личность человека. Автор структурно–процессуальной концепции мышления. Разрабатывает процессуальную теорию мышления С.Л. Рубинштейна, новую субъектную парадигму А.В. Брушлинского, субъектную психотерапию.
Хозе Евгений Геннадиевич, заместитель директора Института экспериментальной психологии, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник. Автор более 50 научных публикаций, посвященных исследованию восприятия эмоциональных экспрессий лица, когнитивно-коммуникативным процессам, движению глаз при оценке достоверности сообщаемой информации по невербальному поведению.
Аникина Вероника Геннадьевна, заместитель директора Института по учебной работе, кандидат психологических наук, доцент, автор более 50 научных публикаций.


Королькова Ольга Александровна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник. Автор 1 монографии и более 60 научных публикаций. Научные интересы: восприятие экспрессий лица, перцептивная категоризация.
Жегалло Александр Владимирович, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник. Автор 75 научных публикаций по темам: восприятие экспрессий лица; перцептивная категоризация; окуломоторная активность.


Лупенко Елена Анатольевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник. Автор более 50 научных публикаций, посвященных исследованию в области психологии восприятия цвета, проблемы синестезии и интермодальных взаимодействий, восприятия личности человека по портретному изображению.


Лободинская Елена Алексеевна, старший научный сотрудник. Автор 17 научных публикаций по восприятию динамических эмоциональных экспрессий лица.


Басюл Иван Андреевич, лаборант-исследователь, аспирант Института психологии РАН. Автор 15 научных работ, по темам: зрительное восприятие, интерфейс мозг компьютер.


Гладилин Дмитрий Леонидович, лаборант-исследователь, аспирант Института психологии РАН.


Юрьева Мария Владимировна, лаборант.


Галаничев Павел Алексеевич, программист.


Научно-исследовательские проекты ИЭП:
    • Восприятие в структуре невербальной коммуникации;
    • Кросс-культурные детерминанты когнитивно-коммуникативных процессов;
    • Влияние дидактических программ в виртуальной реальности на личностные особенности студентов.